Н. М. Муравьев. Автолитография П.Ф. Соколова. 1822 г. |
Н. М. Муравьев. Акварель П.Ф. Соколова. 1823 г. |
Н. М. Муравьев. Рисунок О.А. Кипренского. 1815 г. |
Человек взрослеет, меняется, и то, что кажется ему в пору юности самым главным, важным, жизненным, вдруг отходит на второй план. Прежние стремления(идеалы), безусловно, остаются, и может быть даже на всю жизнь, но вслед за ними приходят и другие. Зимой 1823 г. началась новая эпоха в жизни Никиты Муравьева. В январе 1826 он писал из Петропавловской крепости “Я беспрестанно думаю и люблю тебя от всей души моей. Любовь взаимная наша достаточна для нашего счастья. Ты сама прежде мне писала, что благополучие наше в нас самих…Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним. Я очень благодарен тебе, за то, что ты его прислала; он… переносит меня в ту, пору, когда я не знал горя”. Вопрос о выборе между “служением Отечеству” и благополучием людей близких волновал многих декабристов. Между 1827 и 1832 годами Николай Бестужев напишет повесть “Отчего я не женат!” (Второе название “Шлиссельбургская станция”) 7, которую посвятит Муравьевой. Повесть эта – своеобразный ответ Александре Григорьевне, на вопрос, почему добрый, умный, талантливый, любимый друзьями и очень любящий детей Николай Александрович до сих пор одинок” Сложная, счастливая и трагическая история Бестужева – предмет отдельного разговора.8 Многое в его жизни было не так, как описано в повести. Но главная мысль ее выражена в эпиграфе: “Одна голова не бедна, а и бедна – так одна” (Старинная пословица), а затем в финале: “.. Так мечтал я, забывая все на свете, - и действительно, я заранее был счастлив. Но вдруг мысль о превратностях судьбы, ожидающих меня в будущем, опрокинула все мои воздушные замки. Рассудок говорил против, - вероломное сердце твердило за себя. Наконец рассудок восторжествовал: “Я не поеду к ней – я не хочу делать ее несчастною”…” |
Н.М. Муравьев. Акварель Н.А. Бестужева. 1833-34 гг. |
А.Г. Муравьева. Акварель Н.А. Бестужева. 1832 г. |
Возврат на страничку "Личности" |